Раздел 2. Особенная часть
Тема 2.7. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Тема 2.7. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Воспитательная
работа с осужденными к лишению свободы
Содержание
и понятие воспитательного воздействия на осужденных исторически менялось. В
дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью
которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих
гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и
подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное
воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело,
составной частью которого признавалась культурно-просветительная работа. В
начале 30-х гг. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых
лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась
культурно-воспитательная работа, а в системе ИК - политико-воспитательная
работа. С середины 50-х гг. в обиход прочно вошло понятие
"политико-воспитательная работа", которая была общепризнанным
средством воздействия на осужденных.
В
связи с признанием Российской Федерацией идеологического многообразия произошли
изменения и в сфере исполнения уголовных наказаний: понятие
"политико-воспитательная работа" было заменено понятием
"воспитательная работа".
Воспитательная
работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним основных средств исправления осужденных.
Все средства исправительного воздействия на осужденных
взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное· значение. В то же время одним из
общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.
взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное· значение. В то же время одним из
общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.
Вопросам
ее организации, формам и методам проведения посвящена гл. 15 УИК РФ.
В
соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными
к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных
уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и
традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного
уровня.
Деятельность
каждого ИУ в соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ подлежит
строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается
перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно
действующие семинары социально-правовых знаний, школы подготовки осужденных к
освобождению и др. Участие в различных мероприятиях не может быть закреплено в
качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения
таких мероприятий может быть определено).
В уголовно-исполнительном законе
содержатся два принципиально важных положения, касающихся воспитательной
работы. Во-первых, участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается
при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное
поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до
условно-досрочного освобождения. Во-вторых, воспитательная работа должна проводиться
с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств
совершенных преступлений. Для этого необходимо с помощью педагогов и
психологов создать своеобразный психолого-педагогический портрет каждого
осужденного с выделением степени пораженности отдельных свойств личности. Необходимо
во время отбывания осужденным наказания проследить изменение характера и
индивидуальных качеств личности осужденного в различных условиях его общения и
участия в проводимых различных массовых и индивидуальных мероприятиях и с
учетом этих обстоятельств строить работу с каждым конкретным лицом.
Формами воспитательной
работы являются:
1)
нравственное воспитание;
2)
правовое воспитание;
3)
трудовое воспитание;
4)
физическое воспитание;
5)
иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Нравственное
воспитание
осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как
процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции. Воспитание
положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным
и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит
осужденного к преступлению. Структура индивидуального нравственного сознания
состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о
совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных
идеалов, убеждений, чувств и переживаний.
Осуществляя
воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать
духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий,
таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.
22 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Кирилл и директор ФСИН России А.А. Реймер подписали Соглашение о
сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской
Православной Церковью.
Большую работу по
духовно-нравственному воспитанию осужденных, исповедующих ислам, проводят
мусульманские религиозные организации. Так, 12
мая 2010 г. было подписано соглашение о двухстороннем сотрудничестве между ФСИН
России и Централизованной мусульманской организацией Совет Муфтиев России в
области образования и духовно-нравственного просвещения осужденных,
исповедующих ислам. Данное соглашение является первым в истории современной
России.
В настоящее время в учреждениях ФСИН России
функционируют 523 храма, в том числе – 471 Русской православной церкви (РПЦ),
40 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов и 3 костела Римско-католической
церкви (РКЦ). Строится еще 61 храм РПЦ. Действует 705 молитвенных комнат, в том
числе 466 – РПЦ, 115 – исламских, 6 – буддийских, 1 – иудейская, 2 – РКЦ, 64 –
евангельских христиан-баптистов, 49 – христиан веры евангельской
(пятидесятников) и 3 – для представителей других вероисповеданий.
Правовое
воспитание осужденных
к лишению направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и
правосознания, уважения к закону, знания его,
стремления к его точному и неуклонному соблюдению.
стремления к его точному и неуклонному соблюдению.
Формами
правового воспитания являются:
а) разъяснение законодательства;
б) вечера вопросов и ответов по правовым
проблемам;
в) лекции и беседы юристов, адвокатов,
работников суда и прокуратуры;
г)
наглядная агитация по правовой проблематике;
д)
просмотр телепередач по правовой тематике;
е)
изучение Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов.
Трудовое воспитание - одно из наиболее
действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и
существенного ограничения использования его способностей, физических и
профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных
психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде
всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их
профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после
освобождения от наказания, а также их трудового использования в период
отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм
собственности.
Многие осужденные к лишению свободы совершили
корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к
труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к
собственности, Т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений,
стремления жить за счет других.
Физическое воспитание
осуществляется в целях поддержания и
укрепления здоровья осужденных, формирования у них навыков личной гигиены,
развития физической силы и морально-волевых качеств.
В исправительных
учреждениях оборудуются спортивные площадки, ежедневно проводится физическая
зарядка, организуются игры в футбол, в волейбол, в теннис, шахматные и шашечные
турниры, проводятся занятия по легкой и тяжелой атлетике.
Создаваемые физкультурно-спортивные секции при
советах коллективов колоний и отрядов организуют соревнования по различным
видам спорта.
Для
организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях
создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении норм
создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с
осужденными в исправительных учреждениях».
Основные
формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены
в ст. 110 УИК РФ.
Самодеятельные
организации осужденных к лишению свободы
В
воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным
организациям осужденных.
Ст.111 УИК РФ
предусматривает возможность создания в исправительных учреждениях
самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы, которые работают под
контролем администрации исправительных учреждений. В тюрьмах и среди
осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях
камерного типа самодеятельные организации не создаются.
Члены самодеятельных
организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами. Самодеятельные
организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации
исправительного учреждения. Однако участие
осужденных в работе самодеятельных организаций учитывается при определении
степени их исправления, отражается в характеристиках при представлении к
условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более
мягким, при возбуждении администрацией ходатайства о помиловании, а также при
применении мер поощрения.
Основными задачами
самодеятельных организаций осужденных являются:
1) оказание осужденным
помощи в духовном, нравственном и физическом воспитании;
2)
развитие полезной инициативы осужденных;
3)
оказание позитивного влияния на исправление осужденных;
4) участие в решении
вопросов организации труда, быта и досуга осужденных;
5)
содействие администрации исправительных учреждений;
6)
поддержание дисциплины и порядка;
7)
формирование здоровых отношений между осужденными;
8)
оказание социальной помощи осужденным и их семьям.
Порядок формирования и деятельности
самодеятельных организаций осужденных регламентировался Положением «О порядке
формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в
исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний»,
утверждённым Приказом МЮ от 08.06.2005г. № 79.
Однако 1 января 2010г.
утвержден новый приказ Минюста России, определяющий порядок формирования и
деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных
учреждениях. Новым приказом в исправительных учреждениях упраздняются секции
дисциплины и порядка, которые формировались из числа осужденных. Одной из задач
названной секции являлось содействие администрации учреждения в соблюдении
лицами, отбывающими наказание, правил внутреннего распорядка. Приказом
установлено правило, запрещающее членам самодеятельных организаций осуществлять
командно-распорядительные и контрольные функции в отношении других осужденных.
Самодеятельные организации состоят из
советов колоний, отрядов и их секций.
Общее образование
осужденных к лишению
свободы
Общее образование осужденных к
лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам
воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как
под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью.
Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и
соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами 1 или 2 группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
под образованием в Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью.
Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и
соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами 1 или 2 группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
Порядок
получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России №61,
Минобрнауки России №70 от 27.03.2006 «Об утверждении Положения
об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).
об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы». Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).
Школы
учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления
образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России.
Администрация
исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном
контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета
осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения. Она обеспечивает условия для про ведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися): выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.
осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения. Она обеспечивает условия для про ведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их надежное хранение и правильное использование обучающимися): выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.
Сотрудники
исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных
требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во
время нахождения их на территории учреждения.
время нахождения их на территории учреждения.
Представители
администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы
присутствовать на занятиях и других мероприятиях, организуемых и проводимых
школой.
Прием
в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего
образования, производится по представлению администрации учреждения, а
остальных осужденных - по их личному заявлению.
остальных осужденных - по их личному заявлению.
Зачисление
оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником учреждения.
Обучающиеся,
успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных
экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту
работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с
отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.
Осужденные,
отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются.
Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку
и условиям отбывания наказания.
и условиям отбывания наказания.
Получение
осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется
и учитывается при определении степени их исправления.
Свои
особенности имеет организация и деятельность общеобразовательных учреждений в
воспитательных колониях. В соответствии с приказом Минюста России от
21.11.2005 № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России. Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право
воспитанников на получение образования.
21.11.2005 № 223 «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России. Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право
воспитанников на получение образования.
Обязательному
обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего
образования.
Количество
классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в
получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в
количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не
более 16 человек.
Воспитанники
обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за
счет средств воспитательной колонии.
Учебный
процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем
(сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков
категорически запрещается.
Выпускникам
школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о
соответствующем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных
делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку.
Меры поощрения и взыскания,
порядок их применения к осужденным к лишению свободы
Одним
из действенных средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению
свободы является применение к ним предусмотренных законом мер поощрений и
взысканий.
Порядок
применения указанных мер, полномочия должностных лиц по их наложению на
осужденных, условия содержания дисциплинарно наказанных в помещениях камерного
типа подробно регламентируются уголовно-исполнительным законодательством (ст.
113-119УИК РФ).
За
хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие
в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях к осужденным
к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения (ст. 113
УИК РФ):
1)
благодарность;
2)
награждение подарком;
3) денежная премия;
4) разрешение на получение дополнительной
посылки или передачи;
5)
предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
6) разрешение дополнительно расходовать деньги
в сумме до 500 руб. на покупку питания и предметов первой необходимости;
7) увеличение времени прогулки осужденным,
содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и
тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
8) досрочное снятие ранее наложенного
взыскания.
В
порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение
дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до
четырех краткосрочных или длительных свиданий.
К
осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера
поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения
выходных и праздничных дней.
Кроме
того, положительно характеризующимся в течение определенного периода осужденным
может быть изменен вид исправительного учреждения либо условия отбывания наказания
в рамках одного учреждения (ч. 2 ст. 78 УИК РФ, ст. 87 УИК РФ).
Высшей
формой поощрения для осужденных выступает условно-досрочное освобождение,
которое применяется судом к лицам, доказавшим свое исправление.
Право
на получение столь разнообразных поощрений, с одной стороны, существенно
дополняет и индивидуализирует правовое положение осужденного, отбывающего
лишение свободы, с другой - является действенным средством для стимулирования
правопослушного поведения осужденного. Осужденные могут поощряться за
добросовестное выполнение своих обязанностей, успехи в труде,
учебе, общественной жизни, проявленную разумную инициативу в других общественно полезных делах. Инициаторами ходатайств о поощрении осужденных могут выступать сотрудники исправительного учреждения, учителя общеобразовательной школы, преподаватели и мастера профессионального обучения, представители общественности, самодеятельные организации осужденных.
учебе, общественной жизни, проявленную разумную инициативу в других общественно полезных делах. Инициаторами ходатайств о поощрении осужденных могут выступать сотрудники исправительного учреждения, учителя общеобразовательной школы, преподаватели и мастера профессионального обучения, представители общественности, самодеятельные организации осужденных.
Статья
114 УИК РФ устанавливает порядок применения мер поощрения к осужденным к
лишению свободы.
Поощрение
в виде благодарности осужденному может быть объявлено в устной или письменной
форме, остальные поощрения - только в письменной форме.
В
соответствии со ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 УИК
мер поощрения в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений
или лица, их замещающие. Начальник отряда, как более осведомленный о своих
подопечных, уголовно-исполнительным законодательством наделен правом применения
следующих мер поощрения: а) благодарность; б) разрешение дополнительно
расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой
необходимости; в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником
отряда (т.е. устного выговора).
За
нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению
свободы могут применяться следующие меры взыскания:
а) выговор;
б)
дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей;
в)
водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в
ШИЗО на срок до 15 суток;
г)
перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и
строгого режимов, в ПКТ, а в исправительных колониях особого режима - в
одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д)
перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года;
е)
перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного
порядка отбывания наказания, в ПКТ на срок до трех месяцев (ст. 115 УИК РФ).
К
осужденным, отбывающим лишение свободы в воспитательных колониях, применяются
виды взыскания, обладающие небольшим карательным потенциалом:
1)
выговор;
2)
дисциплинарный
штраф в размере до 200 руб.;
3)
лишение права просмотра кинофильмов в течение
одного месяца;
4)
водворение в дисциплинарный изолятор на срок
до семи суток с выводом на учебу.
Большое
значение для реализации мер взыскания имеет закрепление в
уголовно-исполнительном законе понятий «злостное нарушение установленного
порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы» и «злостный
нарушитель установленного порядка отбывания наказания». Определение этих
терминов в ст. 116 УИК РФ позволяет не только на практике дифференцировать
применение взысканий к определенной категории осужденных, но и четко установить
критерии изменения условий отбывания наказания в худшую сторону для осужденных
внутри исправительного учреждения (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ), а
также их перевода в исправительное учреждение с более суровыми условиями
содержания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ).
Осужденный признается злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания при совершении злостного нарушения и
назначения ему за это взыскания, связанного с изоляцией осужденного в ШИЗО,
ПКТ, ЕПКТ, одиночной камере, а воспитанника - в дисциплинарном изоляторе (п.
«в» - «е» ч. 1 ст. 115; п. «б» ст. 136 УИК РФ), по представлению
администрации исправительного учреждения одновременно с наложением одного из
указанных взысканий.
Статья
117 УИК РФ определяет порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению
свободы.
При
применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются: 1)
обстоятельства совершения нарушения; 2) личность осужденного; 3) его предыдущее
поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру
нарушения.
В
ч. 2 ст. 117 УИК РФ регламентируется соответствующее дисциплинарное
производство.
Выговор
объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания - только в
письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника
исправительного учреждения или лица, его замещающего. Начальники отрядов имеют
право налагать выговор устно, запись о котором делается в дневнике
индивидуальной воспитательной работы с осужденным. Если в течение года со дня отбытия
дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он
считается не имеющим взыскания.
Дисциплинарный
штраф налагается только за злостные нарушения установленного порядка отбывания
наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. Взысканная сумма
дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.
УИК РФ (ст. 118)
устанавливает условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных
изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и
одиночных камерах.
Наиболее
жесткие условия содержания осужденных установлены законодателем в штрафном
изоляторе. Осужденным запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение
продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право
пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Осужденным
запрещается брать с собой в штрафные изоляторы имеющиеся у них продукты питания
и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной щетки, зубной пасты
(зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены (для женщин),
выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов
культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Осужденным,
водворенным в штрафные изоляторы, разрешается пользоваться печатными изданиями
из библиотеки учреждения. Письменные и почтовые принадлежности, имеющиеся у
осужденных, хранятся у младшего инспектора по надзору за осужденными в ШИЗО и
выдаются им на время написания корреспонденции. Продукты питания сдаются на
склад и выдаются осужденным после отбытия ими меры взыскания. Администрация
принимает меры к их сохранности, однако если в силу естественных причин от
длительного хранения продукты испортились, об этом комиссионно составляется акт и они уничтожаются.
Курение осужденным, водворенным в штрафной
изолятор, запрещено (для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения
санитарно-гигиенических требований).
Водворение осужденных
в штрафной изолятор может быть с выводом осужденных на работу или без вывода.
Осужденные с выводом на работу привлекаются к труду отдельно от других
категорий осужденных. Санитарная обработка производится также отдельно от
других лиц. Уборка помещений производится в порядке очередности лицами,
содержащимися в них. Содержание в карцере одиночное.
При
приеме осужденных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, ЕПКТ (единое помещение камерного типа),
одиночные камеры они подвергаются полному обыску, после чего переодеваются в
одежду, закрепленную за этими помещениями.
Осужденным,
переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа или
одиночные камеры предоставляется право:
1) ежемесячно расходовать на приобретение
продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их
лицевых счетах, в размере 500 руб.;
2)
получать в течение шести месяцев одну посылку или передачу и одну бандероль;
3)
пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа;
4)
осужденным, не допускающим нарушения установленного порядка отбывания наказания
в период их нахождения в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного
типа, время прогулки по постановлению начальника исправительного учреждения
может быть увеличено до двух часов в день на срок до одного месяца;
5)
с разрешения администрации исправительного учреждения иметь в течение шести
месяцев одно краткосрочное свидание.
Осужденным,
переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке
взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, полотенца, мыла,
зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, табачных изделий и спичек
(для женщин предметов гигиены), а также религиозной литературы, предметов
культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Осужденным,
содержащимся в помещениях камерного типа, ЕПКТ и одиночных камерах, разрешается
иметь при себе судебные решения по их делу, а также ответы по результатам
рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, простые карандаши,
авторучки, стержни, тетради, почтовые марки, открытки, конверты, пользоваться
печатными изданиями из библиотеки учреждения, выписывать книги, журналы и
газеты.
К
осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа,
единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются
священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке
религиозным объединениям, по выбору осужденных.
Осужденные,
водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или
одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных.
Лица, обучающиеся в
общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на курсах
профтехподготовки, в период нахождения в штрафных изоляторах, помещениях
камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах на занятия не выводятся. Им
разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность
самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями. При переводе осужденных
из помещений камерного типа, ЕПКТ либо из одиночных камер в штрафные изоляторы
за проступки, совершенные в помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных
камерах, срок их содержания в штрафных изоляторах в срок содержания в
помещениях камерного типа, ЕПКТ и в одиночных камерах не засчитывается. В
случае перевода осужденного в помещение камерного типа, ЕПКТ за злостное
нарушение установленного порядка отбывания наказания в штрафном изоляторе срок
содержания в помещении камерного типа, ЕПКТ исчисляется после отбытия взыскания
в штрафном изоляторе.
Отличительной
особенностью содержания осужденных в едином помещении камерного типа от просто
помещения камерного типа является не только более продолжительный срок
отбывания указанной меры взыскания (один год вместо шести месяцев), а также то,
что осужденные в едином помещении камерного типа содержатся изолированно по
видам режима (общий, строгий).
В
случаях перевода осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа,
ЕПКТ и одиночных камер в лечебно-профилактические учреждения по причинам, не
связанным с симуляцией болезни, срок их нахождения в лечебно-профилактических
учреждениях УИС засчитывается в срок отбывания взысканий.
Полезные ссылки. Перейдите по ссылкам и прослушайте
https://www.youtube.com/watch?v=RSl_Oybn6JI Современные формы воспитательной работы с осужденными
https://www.youtube.com/watch?v=NycS5bm59GI&pbjreload=10
Особенности
воспитательной работы с различными категориями осужденных
Комментариев нет:
Отправить комментарий