воскресенье, 17 мая 2020 г.

3 курс ПД. Лекция по уголовно-исполнительному праву. Преподаватель - Магомедова А.М.

Раздел 2. Особенная часть
Тема 2.11. Исполнение содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых
Источники для лекционного занятия:
- Конституция РФ;
- УПК РФ;
Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21.07.1993 N 5473-1 (ред.от 27.12.2019 N 487-ФЗ) (ст. 5);
- Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019 N 520-ФЗ) (ст.7, 8);
Приказ Минюста России от 14.10.2005 N 189 (ред. от 31.05.2018) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы";
Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 N 760 "О мерах по обеспечению условий содержания лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" и др.


Правовое регулирование содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы УПК РФ предусматривает сходный, на первый взгляд, с арестом и лишением свободы институт - заключение под стражу. Их внешняя схожесть заключается в следующем.
Места содержания под стражей и места отбывания лишения свободы входят в УИС, т.е. подчинение ФСИН России.
Указанные места имеют общую нормативную базу своей деятельности. В соответствии с п. 1.3 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в число нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности следственного изолятора, входят также УИК РФ, Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, нормативные правовые акты Минюста России.
Их объединяет единая система правоприменительных органов.
В соответствии с разд. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ее основными задачами являются:
1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.
В законодательно установленных случаях заключенные под стражу подозреваемые и обвиняемые могут находиться в местах лишения свободы.
Так, в соответствии со ст. 7, 10 Закона о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений,
исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Осужденные к лишению свободы могут содержаться в местах предварительного содержания под стражей (ч. 1 ст. 74 УИК РФ, ст. 77 УИК РФ, ст. 77.1 УИК РФ).
Общие положения и требования, относящиеся к режиму и его элементам, в обоих типах мест изоляции от общества в значительной мере совпадают. Это относится к обеспечению изоляции, безопасности и предотвращению правонарушений в рассматриваемых местах, обеспечению прав и обязанностей содержащихся в них лиц и другим элементам режима, нормам продовольственного, вещевого снабжения и т.п. (ч. 3 ст. 72 УК РФ).  
При решении вопроса о переводе осужденного из тюрьмы в исправительную колонию для дальнейшего отбывания лишения свободы период, в течение которого осужденный
содержался в следственном изоляторе, засчитывается в назначенный по приговору срок тюремного заключения.
Однако, несмотря на сходные элементы, содержание под стражей отличается от уголовного наказания в виде лишения свободы по основным параметрам: целям и основаниям применения.
При применении указанной меры пресечения преследуются цели, предусмотренные не УК РФ или УИК РФ, а УПК РФ:
а) быстрое и полное раскрытие преступлений;
б) изобличение виновных и их изоляция с тем, чтобы они не скрылись от следствия, суда, не занимались преступной деятельностью и не воспрепятствовали производству
по уголовному делу;
в) обеспечение исполнения приговора, реализация неотвратимости ответственности, объективности и полноты предварительного следствия.
Заключение под стражу избирается на основе норм уголовно-процессуального законодательства.
Данная мера применяется к определенному кругу лиц, а именно:
а) к подозреваемому, которым в соответствии со ст. 46 УПК РФ является лицо:
- либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ;
- либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ;
- либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;
б) к обвиняемому (ст. 47 УПК РФ), т.е. лицу, в отношении которого в установленном законом порядке:
- вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
- вынесен обвинительный акт;
в) к подсудимому, т.е. к обвиняемому, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство (ч. 2 ст. 47, ч. 10 ст. 108 УПК РФ);
г) к осужденному до вступления приговора в законную силу, если об этом прямо сказано в приговоре суда (ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 299 УПК РФ). В этом случае мера пресечения избирается для обеспечения исполнения приговора.
Возможность заключения под стражу в качестве меры пресечения предусмотрена уголовно-процессуальным законодательством при наличии следующих оснований.
Во-первых, наличием у суда достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый (ст. 97 УПК РФ):
- скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
- может продолжать заниматься преступной деятельностью;
- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
Во-вторых, ст. 99 УПК РФ обязывает при избрании и определении вида меры пресечения при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, также учитывать
тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
В-третьих, заключение под стражу как самая строгая мера пресечения применяется с соблюдением требований ст. 99 УПК РФ в отношении лица, подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при не возможности применения иной,
более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ч. 1 ст. 108 УПК РФ):
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
К подозреваемому или обвиняемому несовершеннолетнему заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случаях совершения им тяжкого
или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).
Процессуальным основанием для заключения под стражу является только судебное решение (ст. 108 УПК РФ), что полностью соответствует требованиям ч. 2 ст. 22 Конституции РФ.
Сроки содержания под стражей, порядок изменения и прекращения содержания под стражей и другие процессуальные вопросы регламентируются УПК РФ.
Лица, заключенные под стражу, помещаются в специальные места содержания под стражей. Виды этих мест, порядок и условия содержания задержанных, подозреваемых и обвиняемых, гарантии их прав и законных интересов определяются специальными федеральными законодательными актами.
В соответствии со ст. 7 Законом о содержании под стражей такими местами являются: а) следственные изоляторы (СИЗО) ФСИН России; б) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) органов внутренних дел (милиции общественной безопасности, т.е. местной милиции); в) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности; г) учреждения УИС; д) гауптвахты (для военнослужащих); е) специально приспособленные для этих целей помещениях на кораблях и зимовках, в случаях, когда нет возможности поместить лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в территориальные следственные изоляторы.
Основным источником, определяющим правовое положение мест содержания под стражей, является вышеназванный Закон.
Многие его нормы имеют конституционный характер и отвечают соответствующим международным стандартам, положениям Основного закона страны, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
В связи с принятием Закона о содержании под стражей и в его развитие утверждены и вступили в действие соответствующие подзаконные нормативные акты.
Режим в местах содержания под стражей
Установленный в местах содержания под стражей режим призван обеспечить соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их
изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ (ст. 15 Закона о содержании под стражей).
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников рассматриваемых мест, которые несут установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Минюстом России, другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся
вопросы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений,
регламентирующие внутренний распорядок работы следственных изоляторов.
Лица, находящиеся в предварительном заключении, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством России для всех граждан, с ограничениями,
предусмотренными УПК РФ и Законом о содержании под стражей, которые вытекают из режима содержания под стражей (
Глава II. Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение, ст. 17).
В Законе о содержании под стражей многие из прав существенно расширены по сравнению с ранее действовавшими положениями. Отменены ограничения в переписке, в приобретении по безналичному расчету продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, расширено право на свидания с родственниками и иными лицами, на получение посылок, передач и т.п.
Важное значение имеет законодательно поставленная задача на существенное увеличение (с 2,5 до 4 кв. м) нормы санитарной площади в камере на одного человека.
Статья 36 Закона о содержании под стражей определяет основные обязанности подозреваемых и обвиняемых.  
Одним из основных требований режима является обеспечение изоляции, предотвращение правонарушений и, в частности, раздельное содержание различных категорий лиц, заключенных под стражу, постоянный надзор за ними (гл. 3 Закона о содержании под стражей).
Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих и одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение требований, предусмотренных главой III. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей – ст. 33 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Лица, заключенные под стражу, подвергаются обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Находящиеся при них вещи, а также поступающие на их имя передачи и посылки подлежат досмотру. Им запрещается иметь при себе деньги и ценные вещи, а также предметы, не разрешенные к хранению в следственных изоляторах.
В отдельных нормах предусматриваются особенности содержания под стражей женщин и несовершеннолетних, обусловливающие льготный для них режим (ст. 30-31 За-
кона о содержании под стражей).
Заключенные под стражу в порядке меры пресечения лица освобождаются из мест содержания, если эта мера была отменена или изменена либо истек предусмотренный УПК РФ срок содержания и он не продлен в установленном порядке.
Освобождение производится начальником учреждения на основании соответствующего процессуального документа, вынесенного правомочным субъектом. Постановление, приговор либо определение об освобождении из-под стражи конкретного лица подлежит исполнению немедленно.
Освобожденные из-под стражи обеспечиваются администрацией бесплатным проездом к месту жительства, а в необходимых случаях им выдается денежное пособие и одежда по сезону (ст. 49, 50 Закона о содержании под стражей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий